МБОУ "Шпалозаводская ОШ"
пос. Шпалозавод, Парабельский район, Томская область
  • Информационная безопасность

    В настоящее время информация и информационная инфраструктура являются одними  из главных компонентов учебной деятельности в МБОУ «Шпалозаводская ОШ».  Учебные классы оснащены компьютерной техникой,  и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учеников.  
    Проблема информационной безопасности Школы и обучающихся – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.  
    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. В образовательном процессе мы опираемся на базовые принципы, которые должна обеспечивать информационную безопасность: целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных; конфиденциальность информации; доступность информации для всех авторизованных пользователей. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются: защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.); использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования; обучение учеников  основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в Школы:

    1. В образовательные программы основного образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет.
    2. Осуществляется ознакомление родителей (законных представителей)  с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации.
    3. Создана на официальном  сайте Школы страница «Информационная безопасность».
    4. Проводятся занятия с обучающимися по теме «Приемы безопасной работы в Интернете».
    5. В Школе осуществлена установка программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика.
    6. В Школе  обеспечен  доступ обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет.
    7. Выход обучающихся  в Интернет на уроках информатики осуществляется только в присутствии учителей.
    8. Осуществляется систематическое обновление программно - технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в Школе. 
    9. В системе организовано информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    Общие рекомендации

    Дети и подростки используют интернет по-разному и для разных целей по мере взросления. Родители детей из каждой возрастной группы беспокоятся о разных вещах и хотят контролировать разные действия. Однако есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей и подростков любого возраста.

    • Храните имена пользователей и пароли в безопасности
    • Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
    • Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    • Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).
    • Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    • Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
    • Для многих используемых детьми веб-сайтов требуется имя пользователя и пароль. Убедитесь, что дети знают, что эту информацию нельзя передавать никому, даже друзьям. Возможно, никто не хочет причинить ребенку никакого вреда, но даже в розыгрышах из лучших побуждений что-то может пойти не так и доставить неприятности. Храните имена пользователей и пароли в секрете и обязательно меняйте пароли, если подозреваете, что кто-то мог их узнать.
    • Периодически меняйте пароли
    • Наряду с напоминанием детям о том, что никому нельзя сообщать свои пароли, также рекомендуется периодически менять пароли. Утечки данных происходят постоянно, а утечка паролей подвергает риску кражи личных данных и другим проблемам с кибербезопасностью. Настройте расписание смены паролей учетных записей каждые 3-6 месяцев или каждый раз, когда платформа сообщает о взломах или утечках данных. Вы можете использовать менеджер паролей, чтобы отслеживать все свои пароли в интернете и упростить их поиск вашим детям.
    • Не разглашайте личную информацию в интернете.
    • Дети и подростки не должны сообщать никому в интернете свое полное настоящее имя, адрес, район проживания, номер телефона и прочие данные. Общее правило: никогда не сообщать информацию, которая могла бы помочь интернет-хищникам найти их. Даже небольших деталей, таких как название школы или спортивной команды, достаточно, чтобы раскрыть личность. Если дети используют сайты, позволяющие общаться с незнакомцами, например, платформы социальных сетей, убедитесь, что они знают, что эта информация является конфиденциальной.
    • Будьте внимательны в социальных сетях.
    • Действия детей и подростков в социальных сетях требуют особой осторожности и внимания. Интернет огромен, но компрометирующие фотографии, грубые комментарии и личная информация могут оставить сильный след, и часто навсегда. Напомните детям, что все опубликованное в интернете сразу становится общедоступным, и любой может увидеть это. Даже частные учетные записи иногда подвергаются утечкам или атакам злоумышленников. Если вы не хотите, чтобы какой-либо неприятный момент повторялся и тревожил ваших детей, объясните им, что нужно внимательно относиться своим публикациям.

    Документы:

    1. Информационная памятка для родителей
    2. Как обеспечить информационную безопасность ребенка
    3. Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 7-8 лет
    4. Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 9-12 лет
    5. Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 13-17 лет
    6. Как сделать интернет безопасным для вашего ребёнка

    Педагогам

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15 - минутные перерывы каждые полчаса;
    • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    • комната должна быть хорошо освещена;
    • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    • расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    • периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    Методические и справочные материалы

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Единый урок по безопасности в сети «Интернет»

    • В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России проходит Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (далее – Единый урок). Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Именно формирование информационной и цифровой грамотности населения является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики. В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума 2017 Президент России В.В. Путин отметил важность работы в данном направлении:
    • «Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой P грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов» В ходе Единого урока участники узнают, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое. В рамках Единого урока пройдут очные тематические уроки в образовательных учреждениях, а также круглые столы, викторины, родительские собрания, лекции экспертов, сетевые конкурсы и другие мероприятия на федеральном, региональном и районном уровне.
    • Сайт единого урока для детей
    • Сайт единого урока для учителей

    Квест по цифровой грамотности «Сетевичок»

    • Квест проводится при поддержке Администрации Президента России, Полночных представителей Президента России в СФО и УФО, Минобрнауки России, 7 федеральных ведомств и всех субъектов Федерации, а также Постоянного комитета Союзного государства, Министерствами образования республик Приднестровья, Киргизии, Белоруссии, ЛНР и ДНР. В 2017 году проект "Сетевичок" был номинирован Минкомсвязи России на престижную премию ООН на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).
    • Основная цель квеста - формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайнвикторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы. Победителям квеста станут учащиеся, набравшие максимальное количество баллов на уровне района, субъекта, Федерации и стран СНГ. Образовательные учреждения могут провести квест среди своих учащихся и по количеству баллов определить победителей внутри своего учреждения. Все участники получат именные дипломы, а международные победители получат специальные ценные призы.
    • Сайт квеста

    III Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»

    • «Премия Сетевичок» является общенациональной профессиональной наградой, поощряющей заслуги компаний и организаций в сфере 3 информационного контента для детей, подростков и молодежи: сайты, печатные и электронные издания, в том числе книги, программы ТВ и радио. Целью Премии является формирование позитивного информационного  пространства  детства.  Премия  проводится  совместно  с  квестом
    • «Сетевичок», участники которого выступают в качестве членов жюри, посещая Интернетресурсы и оценивая их. Таким образом, информационные ресурсы получают целевой трафик и стимул для дальнейшего развития.
    • Сайт Премии

    III Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»

    • Цель исследования - выявления позитивных и негативных тенденций развития навыков и компетенций современного поколения в освоении интернет- пространства, а также составления картины информационного пространства, в котором живут современные дети и молодежь. Исследование проходит анонимно и в онлайн режиме, что позволит привлечь максимальное количество участников и предоставить молодежи возможность принять в нем участие в любое удобное время — как в ходе учебного процесса, так и с домашнего устройства.
    • Сайт исследования: www.опрос.сетевичок.рф

    Материалы:

    1. Безопасный интернет-детям. Методическая разработка урока
    2. Информационно-методическиематериалы для проведения Классного часа «Безопасный Интернет» для детей 6-10 лет
    3. Классный час «Безопасный Интернет»

    Проект "Сетевичек" представляет собой группу онлайн-мероприятий:

    • Международныйквест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков
    • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
    • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»
    • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике